История нашего села

На карте (география)

Библиотека

История нашего села

На высоком берегу, Линды в Борском районе раскинулось древнее село Кантаурово. Правда, сначала, оно именовалось Кандауровым, сохраняя в своем топониме имя первопоселенца – мордвина-бортника Кандаура, и отражая важный этап освоения земель Нижегородского Заволжья, связанного с Толоконцевским Спасским монастырем.

Монастырь в Толоконцеве был основан в начале 16 века Василием Ивановичем (отцом Ивана Грозного) как место упоения на старости лет заволжских бортников – дар великого московского князя «за их правдед и детей их бортничья службу, и за их кровь», т.е. за участие в защите русской земли.

Но ситуация изменилась, когда в 1597 году игумен толоконцевского Спасского монастыря Калист записал обитель в подчинение (сделал приписным) властей Нижегородского Печерского монастыря которые сразу же предприняли энергичные усилия не только для освоения вековых природных богатств Заволжья, но и основали несколько новых селений. В раменье красного (соснового) бора над песчаными осыпями высокого берега Линды бортник Кандаур в 1597 году завел свое ухожье, окраины деревья которого были помечены врубками в виде рисунка «сорочья нога». С тех пор от ухожья в сторону Толоконцева и переправы через Волгу стала прокладываться сначала тропа, а затем и проселочная торная дорога, которая, со временем станет одним из самых главных путей вглубь Заволжья.

Изначально Кандауровское ухожье брали на оброк бобыли починка Рекшинского. Но селения стояли друг от друга на десяток верст, поэтому довольно быстро возле заимки Кандаура было поставлено еще несколько жилых дворов – Ортюшки Григорьева и Богдашки Павлова, которых вместе с Кандауром мы и можем считать первопоселенцами Кантаурова. В 1601 году Кандаурово в официальных актах называлось бортным ухожьем, а спустя несколько лет – уже деревней. Правда, в разруху времени Смуты развитие весей Заволжья приостановилось, но в 1604 году в Кандауровском починке оказалось уже 4 жилых двора, крестьяне, которых возделывали 2 чети пашни.

Сбор меда диких пчел в начале 17 века оставался главным занятием кандауровцев, поэтому Богдашко Павлов содержал не только старое, но и разработал новое ухожье, обозначив его границы знамением – «крестец о двух столбцах» и обязуясь ежегодно вносить в казну оброк – пуд меда и куницу.

В 1613 году по требованию иноков Толоконцевского Спасского монастыря и земской избы Нижнего Новгорода заволжские земли были отобраны у властей Печерского монастыря в казну, но ненадолго. Во время нашествия 1618 года польско–литовских войск королевича Владислава-претендента на русский престол в защите Москвы от интервентов особо активно себя проявил думный дьяк Иван Тарасов сын Грамотин, за что ему и были пожалованы в 1619 году Толоконцево с приписными землями, в том числе «деревня Кандаурово на Линде, пониже ее мельница». С тех пор деревня, а затем село, стало официально называться Кантауровым. Установившиеся относительно мирные условия жизни Заволжья благотворно сказались на развитии Кантаурова.

В 1623 году в деревне стояло уде 8 крестьянских и 4 бобыльских дворов. Бобыли Потапко Григорий, Онтонко Ортемьев и другие занимались по традиции бортничеством. Крестьяне же, выжигая мелколесье, на удобренных таким образом «горях» возделывали пашни.

Наработанное «изделье» (хлеб, пушнину, мед, железо, резную деревянную посуду) заволжане крупными партиями поставляли на рядом действующую Макарьевскую ярмарку. Все это способствовало довольно интенсивному развитию хозяйства Кантаурова.

Под Кантауровом на Линде теперь стояло уже две водяных мельницы. Река в течение всего лета здесь имела широкий разлив и значительную глубину. Поэтому пришлось налаживать через нее постоянную паромную переправу: большой плот переплаву с берега на берег телеги с лошадями, ладья – людей.

Оказавшись на оживленной дороге Заволжья, Кантаурово быстро превратилось в крупный экономический центр Нижегородского края.

В 1678 году в селе уже стояло 39 крестьянских дворов, а в 1692 году – 54 жилых усадьбы собственно в Кантаурове и 15 бобыльских дворов в Кантауровской слободке на переправах через Линду, на левом берегу.

Постоянное движение через село значительных масс людей привело к тому, что в конце 17 века в Кантаурове появилось много ремесленников: пирожник Илюшка Михайлов, иконник Ивашко Трофимов, несколько Сапожников, ведерник, рогожник, кожевник Степка Минин и бердник Алешка Ануфриев. Последнее особо важно, ибо наличие в селе производителя основных элементов ткацких станков – берд – свидетельствовало о налаженном тогда в Кантаурово прядильно-ткацком производстве, но и о постоянном спросе здесь на ткацкие станы. Трудная доля всей России Петровская эпоха начала 18 столетия с затяжными войнами и реформами коренным образом менявшими не только государственное устройство и экономику страны, но и быт и нравы русского общества, пагубно отразилась и на жизни Кантаурова.

Если в конце 17 века приход его Троицкого храма, состоявший из самого села и 24 деревень (Содомовой, Свиньиной, Поповой и др.) насчитывал 243 жилых двора, то в 1722 году их оказалось 173, хотя два местных священника и почитались весьма состоятельными – владели 9 десятинами пахотной земли.

К 1730 годам старая рубленая церковь обветшала. Прихожане били челом епископу Питириму перебрать ее «с новыми бревнами и поставить на том же церковном месте» на высоком берегу Линды, прямо над спуском к воде. Разрешение было дано и 1 мая 1737 года восстановленную церковь, освятил священник борского Никольского храма Иван Сидоров, почитавшийся поповским старостой всего этого обширного сельского «куста».

В конце 18 столетия жизнь в селе нормализовалась. Население стало постепенно восстанавливаться: в 1772 году приход Троицкого храма составил 207 дворов, через 20лет – 215 дворов. Одновременно в округе росло и число старообрядцев. Для наставления паствы в Троицкую церковь по праздникам неоднократно приезжал сам епископ Моисей (служил с 1811 по 1825), но результатов это не дало. В 1825 году в окрестностях Кантаурова насчитывалось уже официально записавшихся 511 старообрядцев.

Что бы укрепить людей в вере, епископ Моисей указал возвести в Кантаурове вместо старого храма, каменную боголепную церковь. К проектированию ее пригласили губернского архитектора И.И. Межецкого. Планы – фасады были им составлены в 1821 году.

Здание, должно быть, стать величественным, просторным (42 метра длины), пятиглавым с трехъярусной колокольней, завершенной стройным шпилем.
Но строительство шло с великим трудом: к 1828 году сумели отделать лишь придел, главный, же освятили только в октябре 1844 года.
Тогда в Кантаурове уже стоял 41 крестьянский двор, а в них жили 90 мужчин и 107 женщин. Каждое воскресенье в селе устраивался базар, а 6 декабря – ежегодная сельская ярмарка, на которую съезжалось все окрестное население и купечество Н. Новгорода, Балахны, Лыскова.

С таким крупным торгово-промысловым и духовным центром с 375 душами село вступило в 20 век, в столетие бурных социальных потрясений и революций.

© 2021 Кантаурово.Ру
Вопросы, предложения и пожелания: info[dog]kantaurovo.ru